Дворец Безбородко

В 1780-х годах, находясь на пике своего могущества и славы, Безбородко начал активное строительство своих резиденций. Его дворец в Петербурге, построенный Кваренги напротив Почтамта, украшали изумительные коллекции произведений искусства. А о дворце в Москве польский король Станислав-Август Понятовский сказал: “Во всей Европе не найдется подобного ему в пышности и убранстве”.

Не менее роскошен был загородный дом графа Безбородко в Полюстрово, задуманный как полноценный дворцово-парковый ансамбль в излюбленном классическом стиле императрицы. С целью расширения дома Теплова граф пригласил знаменитого архитектора Джакомо Кваренги, который решил ансамбль усадьбы в стиле палладианских вилл. Он пристроил к первоначальному зданию полукруглые галереи, завершённые небольшими павильонами, так что со стороны набережной появился небольшой сад.

За домом располагался парк в английском стиле со скульптурами и живописными павильонами. Два из них были спроектированы Кваренги: один назывался «руина» и являлся модным в то время элементом паркового искусства, а второй, изображение которого не сохранилось, носил название «Ротонда». Она была украшена статуей Екатерины II, изображающей символический образ прорицательницы будущего — Сивиллы.

К садовому фасаду главного дома усадьбы вела широкая липовая аллея, по обеим сторонам которой стояли мраморные статуи римских императоров. В парке был мост, украшенный скульптурами львов, а рукотворные каналы и пруды гармонично завершали композицию сада. Говорят, что где-то на набережной стоял «Кофейный домик», оформленный в стиле турецкой беседки, а дом управляющего имением был выдержан в стиле английской готики. Рядом с этим домом стояла триумфальная арка, через которую сама Екатерина II не раз проезжала на празднества, устраиваемые графом Безбородко.

В создании парка также участвовал архитектор Николай Львов, который по заказу Безбородко разработал проект садового павильона для отдыха.