Ансамбль собора Св. Иосифа с окружающими постройками

Мы уже писали про гениального русского зодчего Николая Львова, которого ещё называли Русским Леонардо за широту его научных интересов. Его карьера как зодчего началась с собора Святого Иосифа в Могилеве. Львов построил его в стиле классицизма с характерным для этого стиля портиком и скромностью и строгостью форм. Собор был заложен Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в честь его небесного покровителя – праведного Иосифа Обручника во время их встречи в городе.

Основные композиционные и конструктивные принципы в Иосифовском соборе это пологий купол в интерьере, имеющий в основании 12 арочных люкарн и опирающийся на паруса; невысокий наружный барабан, несущий внешний купол. С запада к собору примыкал развитый греко-дорический портик, напоминавший по пропорциям портик Парфенона. Храму также были характерны некоторые архитектурны новшества: например, двойной купол. Сквозь двенадцать люкарн внутреннего купола были видны фигуры апостолов, изображенные в простенках между световыми отверстиями барабана внешнего купола.

В целом, внутреннее решение Иосифовского собора во многом было взято за основу при проектировании Чарльзом Камероном Софийского собора в Царском Селе. Когда прихожанин заходил в храм, то он как будто проходил сквозь историю Христианства: от древнегреческих мотивов в портике, через ранние тёмные базилики к светлым классицистическим храмам.

Придя к власти, большевики сначала разместили в соборе музей религии и атеизма, а затем и разрушили его во время «столичной» реконструкции Могилева. На месте собора возвели гостиницу для чиновников. Послевоенные поколения могилевчан помнят ее под названием «Днепр». Теперь это офисный центр.