«Ристалище» (Земляной амфитеатр)

Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н. А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание — Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра.

На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелёными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с кованными воротами и вензелем Павла I, с зелёными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.

В отличие от античных амфитеатров, в которых проводились гладиаторские бои и показы зверей, гатчинский предназначался для рыцарских каруселей — конных состязаний или выполнения на лошадях различных фигур.

Особенно часто карусели стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи.

Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Сохранилась большая картина "Царскосельская карусель" кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора.

Для карусели император Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели.

Подобные красочные и масштабные рыцарские карусели давно канули в лету. Но и сегодня жители Северной столицы помнят из истории страницы о рыцарских турнирах, организованных в Санкт-Петербурге императрицей Екатериной Великой в 1766 году.