Информационные материалы о Николае Александровиче Львове 1753-1803 гг.


Благотворительный фонд им. Н.А. Львова 2025

 

Кто такой Николай Львов

 

Николай Александрович Львов уникальный русский ученый, архитектор и энциклопедист 
XVIII века, незаслуженно остающийся в тени. Современники  называли его русским Леонардо: Н.А. Львов проявлял таланты
 в строительстве и поэзии, музыке и геологии, собирал  народный
 фольклор и переиздавал старинные летописи.

В историю русского искусства он вошел, прежде всего, как  крупнейший русский архитектор эпохи классицизма —       автор
Невских ворот Петропавловской крепости и Почтамта
в Санкт-Петербурге, Приоратского дворца  в Гатчине
и Борисоглебского монастыря в Торжке.

 

 

 

Архитектор, художник, композитор, поэт, переводчик, инженер, паркостроитель, изобретатель, геолог, историк, ботаник — всё это также можно сказать об этом талантливом человеке. Многообразие его интересов, в которых сплетаются гуманитарные и технические науки, искусство и изобретательство, до сих пор не до конца изучено. Несомненно одно, в какой бы сфере деятельности не проявлял себя этот выдающийся человек, он делал это в возможной мере совершенно,
руководствуясь интересами русского народа и Отечества.

Николай Александрович создал первый перевод программного труда итальянского архитектора А. Палладио XVI в. «Четыре книги
об архитектуре» на русский язык.

 

В архитектуре Н.А. Львов был приверженцем палладианского стиля, позволяя себе при этом смелые творческие эксперименты.

В своем зодчестве Львов не сосредотачивался исключительно на архитектурной составляющей.

Его интересовал широкий круг вопросов от сохранения исторической застройки и применения новых конструкционных материалов до вопросов отопления и вентиляции. Его труд по вопросам устройства калориферного отопления «Русская пиростатика» до настоящего времени представляет собой актуальный инженерный справочник по энергоэффективной системе отопления и вентиляции.

В свою очередь, практика применения местных строительных материалов активно применявшаяся Львовым в его сооружениях, представляет собой важный шаг в формировании экологичного подхода к использованию ресурсов и строительству. Одним из прорывных достижений Николая Александровича Львова в строительстве стала землебитная технология возведения стен.

В 1798–1800 гг. по заказу Павла I в Гатчине по этой технологии возведен Приоратский дворец, сохранившийся без усиления конструкций в течение более чем двухсот лет и выдержавший артиллерийские обстрелы в годы Великой Отечественной войны.

Именно Н.А. Львов впервые в России обнаружил залежи каменного угля и обосновал возможность его применения в промышленности вместо импортного английского.

 

Архитектурное наследие Н. А. Львова (некоторые объекты)

В конце 1770-х гг. определились архитектурные ин- тересы Львова и начались его напряженные заня- тия в этой области, предшествовавшие успешному дебюту, —-      в 1780 году закончены проекты собора св. Иосифа в Могилеве и Невских ворот Петропав- ловской крепости, одобренные самой императрицей.

Львов  смог  уловить легкий и живой дух  Палладио и создавал идеальный, но лишенный сухой академической правильности классицизм

Б. Патерсен
Невские ворота

Вернувшись в Россию, Н. А. Львов поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где познакомился с влиятельнейшим статс-се- кретарем императрицы А. А. Безбородко, который надолго станет его покровителем.

1780–1790-е  гг.  были для Львова порой творческой зрелсти и многообразных начинаний. Им были подготовлены следующие архитектур ные проекты: здание почтамта в Петербурге (1782), где он становится заместителем начальника Почтового ведомства,  Борисоглебский  собор в Торжке (1785), усадебны постройки в окрестностях Торжка (1780–1790-е),  церковь
в Мурино под Петер- бургом (1780-е), Приорат в Гатчине (1798), дом А. К. Разумовского на Гороховом поле в Москве (1800–1802)
и ряд других.

Церковь Св. Великомученицы Екатерины Александрийской в Мурино
(после завершения реставрационных работ)

Борисоглебский монастырь

Церковь Казанской иконы Божией Матери с колокольней-колонной. 1783–1791
Село Арпачёво, Тверская обл

Павел I поручил Н. А. Львову создать дворец в Гатчине для рыцарей Мальтийского ордена. Берег Черного озера, который выбрали для строительства, был очень болотистым, поэтому пришлось копать рвы и канавы. На пригорке из вынутой земли Николай Львов всего за три месяца — с июня по сентябрь 1798 года — возвел Приоратский дворец.

Стены сложены из землебитных кирпичей, башня из пудостского камня. Живописная асимметричная композиция с остро-верхими крышами навеяна готическими замками Швейцарии.

Приорат (буквально: монастырь) предназначался для рыцарей-монахов Мальтийского ордена.

Позднее здесь разместилась придворная капелла

 

С именем Н. А. Львова связан  расцвет русской усадебной культуры конца XVIII — начала XIX в.

Он раскрывает возможности русской дворянской усадьбы как культурного феномена — замкнутого, самодостаточного мира, создает эталон, привив ей итальянские  формы палладианской архитектуры, где изысканная красота сочетается с практичностью и хозяйственной целесообразностью.

Н. А. Львов является одним из основоположников пейзажного стиля в русском  садово-парковом искусстве.

Генерал-аншеф Федор Глебов построил усадьбу Знаменское-Раёк для своей жены Елизаветы Стрешневой. Спроектировал здание известный архитектор Николай Львов.

Существует легенда, что название усадьбы Раёк возникло благодаря Екатери- не II: впервые посетив эти места, она воскликнула «Вот это рай!»

Новую   усадьбу   спроектировал Н. А. Львов. Строительство началось летом 1787 года. Материал для будущих сооружений брали на кирпичном и черепичном заводах в Знаменском селе. Белый камень привозили из соседнего города Старицы Место для новой усадьбы выбрали на юго-западе от прежнего, в излучине реки Логовежи. Погост перенесли, а все основные постройки заложили вокруг Знаменской церкви. Архитектурный ансамбль возводили 12 лет. Усадьбу с главным домом, круговой колоннадой и боковыми флигелями прозвали «ожерельем для Елизаветы». Считается, что формой она напоминала украшение, которое Федор Глебов подарил жене.
В двух парных флигелях находились театр, библиотека, комнаты для слуг и сарай для экипажей. Во дворе установили фонтан в античном стиле. На территории имения разбили ландшафтный парк с павильонами и беседками, устроили две системы прудов с каскадами, соорудили модные в то время птичник и зверинец для экзотических животных. С южной стороны главного здания посадили фруктовый сад.

Внутри дома свет над парадной лестницей падал особым образом: первые лучи солнца ложились на нижнюю ступеньку и с каждым часом постепенно поднимались до самой верхней.

Знаменское-Раёк.
Усадьба Глебовых-Стрешневых

Строительством своей усадьбы Н. А. Львов занялся с начала 1780-х гг., начав с создания хозяйственного комплекса.

Хозяйственные сооружения, благодаря необычной архитектурной форме — дровяной сарай с классическим портиком, с колоннами, создающими галереи вокруг здания, землебитный скотный двор с шестиколонным портиком, погреб в виде пирамиды, кузница из дикого камня-валуна в холме —  включены в парадную зону усадьбы.

Cвой дом Николай Александрович оснастил нов- шествами и удобствами: из колодца, находившегося внутри здания, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж, отапливался дом по «воздушной» системе, которую Львов сконструировал и описал в книге «Пиростатика воздушных печей».

В панораме, открывающейся с площадки дома, было тщательно обдумано размещение архитектурных построек, поэтому Н. А. Львов вырубил лес, расширяя перспективу их обзора. У прудов, в Петровой горе были устроены кузницы. Романтический их декор — арки, ниши из разноцветного камня-валуна, особенно выразительны при вспышках горна. От дома дубовая аллея вела к храму-усыпальнице, поставленному на холме. Вечернее солнце золотило купол и «заходило в храме».

«Я всегда думал выстроить храм солнцу, — писал Николай Александрович, — чтобы солнце в лучшую часть лета сходило в дом свой покоиться».

Чертеж усадьбы в Никольском-Черенчицах

Руины левого крыла усадьбы в Никольском-Черенчицах и гравюра

 

В середине 1780-х гг. Н. А. Львовым были сделаны предложения по разысканию отечественного  угля  и торфа. Он много экспериментировал с материалами и пытался внедрить в России «землебитное»  строительство. Первые дома из земли архитектор построил в своем  имении в  Тверской губернии.

Землебитную  школу Николай Александрович устроил в собственном имении, но просуществовала она недолго, и в 1802 году была закрыта.

«Рассудку вопреки и вечности в обиду,
А умникам на смех Построил, да его забвен не будет грех,
Из пыли пирамиду."
                   Н. А. Львов

 

Церковь-усыпальница ВоскресенияЦерковь-усыпальница Воскресения

 

Знаменский храм построен в 1797 г. на средства статского советника Николая Александрови- ча Соймонова в его подмосковной усадьбе Тёплое на берегу реки Вельги.

Знаменская церковь — единственная уцелевшая постройка некогда богатой усадьбы, с высокой долей вероятности выполненная по проекту выдающегося русского архитектора Николая Александровича Львова.

Церковь, построенная в палладианском стиле, за все время своего существования ни разу существенно
не перестраивалась, хотя и претерпела ряд ремонтов и переустройств внутреннего пространства.

 

Село Тёплое на карте плана Генерального межевания Воскресенского уезда. 1778-1796

 

Одновременно со строительством усадьбы хозяин Тёплого, Николай Александрович Соймонов, принял решение построить новый каменный храм, который бы гармонично сочетался с господским усадебным домом.

Храмоздательная грамота на строительство новой церкви была выдана Н. А. Соймонову Преосвященным Серапионом, епископом Дмитровским, викарием Московским 27 августа 1792 г. Строительство было завершено в 1797 г. Церковь была освящена Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, викарием Московским в 1803 г. уже после смерти храмоздателя Николая Александровича Соймонова.

Знаменский храм построен в стиле зрелого классицизма. Общий характер композиции и яркие черты палладианства, а также многочисленные характерные детали указывают на авторство Н. А. Львова.

Архитектурное решение Знаменской церкви в Тёплом во многом схоже с проектом дома брата Н. А. Соймонова Пе- тра Александровича Соймонова, который спроектировал Н. А. Львов. Форма и конфигурация четырехколонных пор- тиков, наличие низкой купольной ротонды центральной части храма — типично для сооружений Н. А. Львова, а также наличие в ротонде трехчастных полукруглых «палладиевых» окон. Стройные пропорции ордерных элементов, мотив трехчастных полукруглых окон второго света церкви восходят к характерному стилю известного итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио, последователем которого был Львов.

Знаменская церковь
С. Мертваго, конец 1830

Землебитное строительство

Землебитные строения — строения (стены, опорные конструкции), где строительным материалом служит земляной грунт. Землебитные сооружения имеют длинную историю: они строились в Древнем Риме,
Азии в частности, в Средней Азии, Китае и Африке.

В России XVIII – начало XIX веков были расцветом землебитного строительства. Большим энтузиастом такого строительства был Н.А. Львов.  Он ввел в русский язык сам термин «землебит», в данном случае означающий не только строительные материалы, но и саму технологию строительства. Он изобрел также много новшеств в строительстве из подручных материалов, в том числе и так называемый каменный картон — аналог современных композитных гидроизоляционных и кровельных материалов. Львов возвел в России по технологии землебитного строительства целый ряд сооружений, из которых сохранилось лишь одно – Приоратский дворец
в Гатчине.

Современная технология землебитного строительства здания

Грунт, идущий на землебитное строительство, содержит 50—70% песка, остальное — глина. Корни растений, торф и другая органика в грунте недопустимы.

Пригодность грунта можно отличить, по внешнему виду. Он должен быть красного, желтого, светло-коричневого или белого цвета. По составу почвы это супеси или суглинки. Корректируют состав грунта добавлением песка
или глины. Добавление к грунту небольшого количества дорожной пыли (так называемого смета) значительно увеличивает крепость стен.

Грунт (землю) заготавливают непосредственно перед подведением стен. Обычно используют землю, остающуюся от рытья водосточных каналов вокруг участка и траншей фундамента. Заготовленную землю укрывают, чтобы она не подсыхала.
В такой земле достаточно влаги для кладки стен.

Тщательно подобранный, уложенный и выдержанный землебит должен иметь хорошую гвоздимость, т. е. гвоздь должен прочно входить в стены и сгибаться под прямым углом от ударов молотка, не раскалывая при этом материала.

Водостойкость грунтомассы повышается при добавлении в нее портландцемента в количестве 3%
от веса массы или торфяной крошки — 70-90 кг на 1 кубический метр грунта (водостойкость от торфяной крошки повышается почти в 10 раз). Чем однороднее материал, тем выше его водостойкость, поэтому грунтомассу надо тщательно перемешивать с добавками. При добавлении портландцемента землебит используют в дело не позднее 1 ч с момента приготовления.

Можно применять и лёссовидные грунты, но обязательно добавляя в них до 40% мелкого шлака
или до 15% извести-пушенки от объема грунта.

 

Подготовка участка под строительство дома

Подготовку участка под строительство дома начинают с его разбивки. Снимают весь дерн с площадки под домом и забивают эту площадку песком. Дерн используют в саду или огороде.

Размечают траншею под фундамент. На сухих и плотных грунтах (при глубоком залегании подпочвенных вод) делают малозаглубленный ленточный фундамент с перемычкой. На пучнистых грунтах закладывают заглубленный фундамент; глубина его должна быть ниже уровня промерзания грунта.

Траншею под малозаглубленный фундамент роют глубиной 60 см и шириной 50—70 см (такой толщины будут стены). На дно траншеи забивают с помощью ручной трамбовки мокрый песок слоями 6—8 см общей толщиной 20 см.

В траншею (по периметру и в перемычку) выставляют сварную коробчатую арматуру из стального прутка диаметром около 10 мм.
По углам фундамента и в местах примыкания перемычки и высоту стен (учитывая и верхнюю обвязку) по отвесу приваривают 2 стоики из арматурного прутка диаметром около 10 мм. Все бетонируют. Над уровнем земли фундамент делают с помощью скользящей опалубки. Высота фундамента над уровнем земли должна быть не менее 50 см. Горизонтальность фундамента контролируют по трубчатому уровню.
В местах продухов закладывают съемные деревянные ящики.

Одновременно с основным фундаментом делают фундамент под печь (камин). По верху фундамента укладывают на мастике гидроизоляцию — два слоя рубероида (толя).

 

Установка всех опорных брусьев для пола (лаги)

Выставку опорных брусьев делают точной, т.е. расстояние их друг
от друга одинаковое. Это связано с устройством опалубки для первого слоя землебитных стен. В опалубке должны иметься отверстия, в которые при установке опалубки заводят опорные брусья.

Рядовые опорные брусья устанавливают так, чтобы они заходили на фундамент на 2/3 его ширины. Два опорных бруса, на которые устанавливают коробку входной двери, укладывают на полную ширину фундамента. Концы всех опорных брусьев изолируют рубероидом (толем) на мастике.

В месте установки дверной коробки между опорными брусьями закрепляют два отрезка доски. В образованный таким образом ящик забивают древесные опилки, смоченные известковым молоком. Сверху кладут слой войлока из минеральной ваты.

Дверную коробку делают из шпунтованных досок толщиной 60 мм на всю толщину стены . Связывают ее на шипах «ласточкин хвост» так, чтобы шипы не расходились при горизонтальном расширении коробки. Поверхность снаружи покрывают гидроизоляцией на мастике.

Дверную коробку выставляют по отвесу на место, закрепляя внизу к опорным брусьям.

Между опорными брусьями (по всему периметру стен и перемычке) укладывают и закрепляют первый ряд лесенок-связок из деревянных реек. Об этих лесенках-связках надо сказать особо. Их основное назначение – исключить образование в стенах трещин, которые могут привести их к разрушению.

Они в какой-то степени воспринимают и распределяют по стене напряжения, возникающие при неравномерных осадках. Вспомогательное назначение — закрепление сетки (дранки) при оштукатуривании стен.

 

Возведение стен начинают с углов и двух промежуточных узлов (там, где перемычка примыкает к стенам). Для этого делают две опалубки: одну для углов, другую для промежуточных узлов . Внутреннюю поверхность опалубок покрывают толстой полиэтиленовой пленкой, листовой пластмассой или кровельным железом.

Угловую опалубку устанавливают на фундамент так, как это показано на рисунке, скрепляя все длинными болтами (по фундаменту на изоляции лежит первый ряд лесенки-связки). На торцах опалубки укрепляют деревянные заглушки.

В опалубку насыпают слой земли толщиной 10— 15 см и ее тщательно забивают ручными трамбовками. Сначала работают широкой трамбовкой. Начинают бить от стенок опалубки к середине (таким образом забивают землю при всех работах). Закончив бить широкой трамбовкой, бьют тяжелой.

У стен опалубки и арматуры забивают землю односторонней трамбовкой. Уплотнение земли заканчивают тогда, когда трамбовка начинает отскакивать от земли.

В угловой форме, когда слой утрамбованной земли достигает величины 15 см, сверху насыпают слой извести-пушонки толщиной 1 —1,5 см. Сверху насыпают новый слой земли и все трамбуют.

При достижении высоты 30 см угловую форму снимают. Формуют остальные углы и проме-
жуточные узлы. После этого, используя опалубку для возведения стен, возводят стены.

Опалубка для возведения стен представляет собой 2 щита, скрепленных длинными болтами. На одном конце устанавливают деревянную заглушку. Опалубку устанавливают так, чтобы один край ее охватывал часть уже
отформованного угла (на 10—15 см). На второй край укрепляют заглушку.

Маленькими грабельками на торне угла делают насечку. Так поступают со всеми вертикальными и горизонтальными участками стены, которые отформованы ранее и успели немного подсохнуть.

Формуют участок стены, прокладывая слои извести, доводят ее до высоты 30 см. Передвигая опалубку вдоль стены, возводят ее по всему периметру и перемычке. В местах примыкания стены к дверной коробке в землю добавляют небольшое количество извести-пушонки (это же делают при примыкании стены к оконным коробкам).

Надо сразу оговориться, что при возведении стен должен быть наготове изолирующий материал (пленка, толь, рубероид и т.п.) для укрытия стен во время дождя.

Пояс стен высотой 30 см сделали. На него укладывают вторую лесенку-связку, насыпают слой извести-пушонки толщиной 1 —1,5 см и процесс формовки стен повторяют: делают угловые и Т-образные участки, затем кладут стены.

При достижении уровня стен, чуть ниже проема окон укладывают первый пояс из двух стальных проволок диаметром не менее 6 мм. Закрепляют отрезок проволоки на прутковой стойке . Второй конец той проволоки закрепляют без натяга на вбитый отрезок (30—35 см) стального арматурного прутка. Расстояние между стойкой и прутком примерно 1,2 м, далее таким же отрезком проволоки соединяют со следующим вбитым прутком.

И так по всем стенам и перемычке. Стойки соединяют между собой проволокой. К дверной коробке проволоку крепят с помощью крюков и на углах надежно связывают между собой. На подкладку укладывают обрезку из бруса сечением не менее чем 15x15 см . Все места связок с балками чердачного перекрытия и со стропилами лучше заранее сделать на земле.

В нужных местах устанавливают оконные коробки. На участок стены, на которой устанавливают оконную коробку, кладут
слой минеральной ваты (коробка по внешней поверхности оклеена на мастике рубероидом или толем).

Кладут стены дальше. При достижении высоты стен примерно 1,5 м укладывают второй проволочный пояс. К дверной и оконной коробкам проволочный пояс крепят с помощью крюков. Третий проволочный пояс кладут выше дверной и оконной коробок. Сверху на оконные и дверную коробку кладут слой минеральной ваты толщиной 3 см и на низ прибивают перемычки. Ширина перемычек равна толщине стен.

После окончания кладки стен приступают к укладке верхней обвязки. Сначала на стены настилают подкладку из двух досок толщиной не менее 40 мм. Доски подкладки сплачивают поперечниками с шагом около 1 м. Поперечины утапливают в стены. Стыки у подкладки по длине.

По углам обвязку соединяют в пол-дерева на нагелях и фиксируют строительными скобами. Таким же образом кладут и фиксируют обвязку по перемычке.

 

Укладка всех балок чердачного перекрытия. Установка стропил.

 Чтобы предохранить стены от размывания, верх их накрывают толем или рубероидом. Оконные и дверные коробки устанавливают только после осадки стен (через четыре-пять месяцев). Предварительно их смолят или закрывают толем. Подоконники должны иметь свес в ту или другую сторону не менее чем на 50 мм. Снаружи можно устроить слив.

Раствор для оштукатуривания: 1 объемная часть жидкого глиняного теста, 0,3—0,4 известкового теста и 3—6 песка. Окраску наружных  стен лучше всего делать так называемой хлороокисной краской. Состав ее следующий: известь-пушонка — 3 объемных части, краска сухая известковая (щелочеустойчивая) — 0,75, хлористый кальций — 0,33, мыло — 0,03, вода — 6—8.

Краску делают так. В полиэтиленовую емкость засыпают известь и краску. Все хорошо перемешивают и залипают холодной водой, мешают. Процеживают через двойной капроновый чулок. Добавляют хлористый кальций и растворяют его. Последним вводят раствор мыла в небольшом количестве воды. Красят с помощью кисти, валика или краскопульта.

Надо отметить, что стены, окрашенные хлороокислой краской (а ею можно красить кирпичные и бетонные конструкции), не пропускают влагу и пропускают воздух — то есть стены дышат.

Дом желательно оборудовать глиняной или бетонной отмосткой. И наконец, надо иметь в виду, что если при возведении стен землебитного дома использовать электрифицированные или пневматические трамбовки, то такой дом можно сделать за меньшее время и качество стен будет более высоким.

 

Землебитное строительство. Приоратский дворец

Когда Российский император Павел I возложил на себя обязанности попечителя Мальтийского ордена и стал его приором, ему понадобилась резиденция для выполнения новых обязанностей. Для этого, Павлом I было поручено придворному архитектору Н.А. Львову построить дворец. Будучи энтузиастом земляного строительства Н.А. Львов спроектировал и лично руководил постройкой дворца, материалом для которого был выбран грунт. Заметим,
что дворец был построен в течение двух месяцев в 1798 г.

Приоратский дворец стоит уже в течение 200 лет на берегу искусственного Черного озера. Время пощадило дворец,
и в немалой степени этому способствовал выбор материала.

В дни Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. От снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял.
Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Состав этой грунтомассы в процентах по объёму: гравий крупностью от 3 до 7 мм – 4; песок – 58; пыль (мелкая земля) – 20; глина – 18. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился.

Здание дворца двухэтажное, на фундаменте из бутовой плиты.
Глубина заложения фундамента 2 м.

Стены землебитные, трамбованные в передвижной опалубке. Трамбование
стен произведено слоями толщиной 5-6 см, с введением между слоями земли прослоек из известкового раствора, толщиной до 6 мм. Высота стен около 8,5 м. Толщина стен на уровне подоконника 1 этажа – 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа – 62 см. Фундамент дворца сделан из бута; толщина стен на уровне подоконника первого этажа — 78 см, на уровне подоконника второго — 62 см. По мере приближения к потолку толщина стен уменьшается.

Недруги архитектора Н.А. Львова всячески пытались опорочить его идеи
и начинания по земляному строительству. В очередной раз они решили организовать хитрую комбинацию, которая, по их мнению, не только бы окончательно и бесповоротно покончила с этими новаторскими идеями,
но и поставила бы крест на карьере придворного архитектора самого Н.А. Львова. Эти недруги имели достаточное влияние при дворе и, якобы в угоду императору, посоветовали Павлу I разместить дворец в Гатчине
в самом неподходящем, с их точки зрения, месте. А место это было выбрано глухое, сырое и болотистое. Павел I, так как он любил Гатчину и рассматривал её как свою резиденцию, одобрил этот выбор и дал своё высочайшее повеление о постройке дворца, не вдаваясь, что вполне естественно, в технические детали. Противники Н.А. Львова торжествовали и предвкушали час крушения его карьеры. Но случилось чудо. Место постройки оказалось сухим. Это чудо сотворил сам архитектор Н.А. Львов. Он вырыл у самых стен дворца обширный пруд, называемый сейчас Черным озером, который дренировал почву на месте постройки.

Сегодня Приоратский дворец – единственное сохранившееся в России здание, построенное по технологии землебита.

Духовое отопление

В 1795 году Львов опубликовал свою работу по отоплению
и вентиляции помещений «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 году была опубликована вторая часть, где была предложена конструкция калориферной печи. Изданию третьей помешала смерть Львова.

Сущность «воздушных» или «духовых» печей Львова заключалась в том, что они благодаря специальным каналам, вмонтированным в их толщу и проводящим воздух с улицы в комнату, не только обогревали помещение, но и проветривали его. «Вот в чем состоит главная выгода воздушных каминов и печей, — пишет автор, — надобно, чтоб вышедший из бабушкиной каморки в мою теплую комнату испытал над собою то ощущение, которое чувствуем мы в летний день при выходе из тесного театра на просторный воздух; надобно, чтобы комнаты нагревались наружным воздухом и тем более были теплы, чем на дворе холоднее. Чтоб воздух сей сам собою беспрестанною переменою очищался, словом, чтобы можно было сделать в покое тепло, сколько надобно, но, чтобы никогда не было в нем душно». Причем Львов справедливо подчеркивал, что такие печи особенно важны для общественных заведений, таких, как воспитательные дома, больницы, богадельни.

«Воздушные» печи Львова были предшественницами получившего в первой половине XIX века широкое распространение так называемого «аммосовского» отопления, суть которого заключалась в том, что нагретый воздух поступал по особым трубам в помещение сквозь специальные отдушины в стенах. Львов — техник и инженер — неотрывен от архитектора, и в его технических проектах непременно присутствует эстетическое начало. Печь всегда являлась существенным элементом оформления интерьера, и надо сказать, что во второй половине XVIII столетия в невероятной моде были завезенные к нам с Запада фигурные печи. По этому вопросу Николай Александрович высказывался весьма решительно: «Печи сии могут быть, как обыкновенные, всякой величины и формы, но по мнению моему та печь лучше других, которой совсем не видно. Ее дело греть, а украшать печами комнаты последнее дело».

Такими системами приточной вентиляции Львов оборудовал большинство своих архитектурных объектов. Среди специалистов наличие систем духового отопления в памятниках конца XVIII столетия считается одним из важных признаков атрибуции объекта Н.А. Львову. «Воздушными» печами, в частности, снабдил Львов церковь, построенную в восьмидесятых годах XVIII века под Петербургом — в усадьбе Воронцовых Мурине
(ныне станция Девяткино).

Проект «воздушной» печи. Гравюра

Церковь в Мурине

Сочинения Николая Александровича Львова

  1. Русские народные песни, собранные Н.А. Львовым / Русские народные песни, собранные Николаем Александровичем Львовым / Напевы записал и гармонизовал Иван Прач; [Предисл.: А. Пальчиков]. - Санкт-Петербург : А.С. Суворин, ценз. 1896. - XVIII, 154 с. : нот.; 31.
  1. Руской 1791 год = Зима. - В Санкт-Петербурге : Тип. Горнаго училища, [1791].
  1. Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку Иваном Прачем,. - Вновь изданное с прибавлением к оным второй части. - В Санкт-Петербурге : Печатано в типографии Шнора, 1806.
  1. Ямщики на подставе : Игрище невзначай. - Тамбов : Вольная тип., 1788.
  1. Русская пиростатика, или Употребление испытанных уже воздушных печей и каминов, посредством коих: 1 е Нагревается комната наружным воздухом. 2 е. Соблюдаются дрова. 3 е. Переменяется в покоях вредный воздух на свежий, но теплый. 4 е. Отвращается дым, и наконец 5 е. Доставляются разныя удобства, к удовольствию жизни и здоровья служащия. – Санкт-Петербург : Печатано в типографии Корпуса чужестранных единоверцов, 1795-1799.
  1. Воспой, любезна лира! [Текст] : из поэтического наследия / Николай Львов ; [составитель И. А. Бочкарева]. - Торжок : [б. и.], 2014.
  1. Итальянский дневник. Путешествие 1781 года = Путешествие 1781 года [Текст] / Николай Львов ; Илья Путятин - подготовка публикации, научная редакция, составление, комментарии, вступительная статья и альбом иллюстраций ; Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский архитектурный институт, Фонд Дворянской культуры. - Москва : Перо ; Жуковский : [б. и.], 2018.
  1. О пользе и употреблении рускаго землянаго угля. : Сочинена в Гатчине 1799 августа в 27 день. / Печатано по имяному его императорского величества повелению. – Санкт - Петербург : Тип. Шнора, [1799].
  1. Песнь норвежскаго витязя Гаральда Храбраго, : Из древней исландской летописи Книтлинга сага господином Малетом выписанная, и в датской истории помещенная. / Переложена на российский язык образом древняго стихотворения с примеру Не звезда блестит далече во чистом поле. - Москва : в типографии Платона Бекетова, 1809.
  1. Избранные сочинения / Предисл. Д. С. Лихачева. Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. К. Ю. Лаппо-Данилевского. Перечень архитектурных работ Н. А. Львова А. В. Татаринова. — Кёльн; Веймар; Вена: Бёлау; СПб.: Пушкинский Дом; РХГИ; Акрополь, 1994.

 

Литература о Львове

  1. Коплан Б.И. К истории жизни и творчества Н.А. Львова // Известия АН СССР. Сер. 6. – 1927.
  1. Будылина М.В. Архитектор Н.А. Львов / М.В. Будылина, О.И. Брайцева, А.М. Харламова. – Москва : Госстройиздат, 1961.
  1. Глумов А.Н. А.Н. Львов / А.Н. Глумов ; [послесловие А.М. Харламовой ; примечания А.Б. Никитиной]. – Москва : Искусство, 1980.
  1. Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова / А.Б. Никитина. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006.
  1. Бочкарева И.А. Н.А. Львов : Очерки жизни. Венок Новоторжских усадеб / И.А. Бочкарева. – Тверь ; Торжок : Тверская областная типография, 2008.
  1. О. В. Ткаченко. «Теплое» история Знаменской церкви и владельцев усадьбы - Кучково поле, 2022.
  1. Елена Милюгина. «Русский импульс…обгоняющий время». Николай Александрович Львов – поэт, архитектор, искусствовед, историк Москвы, 2009.
  1. Е.Г. Милюгина и М. В. Строганов «Гений вкуса» Н.А. Львов … итоги и проблемы изучения, Тверь Тверской государственный университет, 2008г.
  1. Н.И. Никулина «Николай Львов», Лениздат, 1971.

 

Некоммерческая организация 
«Благотворительный фонд  имени Н.А. Львова»

Главный специалист по связям
с общественностью ЧЕБАТКОВ Сергей Сергеевич

Телефон: +7 (916) 415-40-11
web: lvovfond.ru
e-mail: nikolay-a-lvov@yandex.ru

Президент Фонда
КИСЕЛЕВ Александр Владимирович